Добро пожаловать в книгу Притчей.

Лекция №16 – Притчи, глава 14

Пути Сердца

14 глава Притч не даёт прямого плана. Вместо двух главных предметов мы видим почти дюжину громких призывов к нашему вниманию.  Более того, эти предметы не изложены  кратко в определённых отрывках. Мы можем не найти все модели в этой главе, но часть текста, похоже, содержит главную тему. Кроме того, в этой главе упоминаются ещё несколько мыслей, которые требуют дальнейшего рассмотрения.
Заметим, что здесь встречаются положительные утверждения (ст.1 – «Мудрая жена устроит дом свой») и отрицательные утверждения (ст.5 – «Верный свидетель не лжёт»). Писание содержит как положительные указания, говоря нам, что ДЕЛАТЬ, так и отрицательные, говоря нам, чего НЕ ДЕЛАТЬ. Заметим, что «глупые смеются над грехом» (ст.9) – это положительное утверждение, поскольку говорит о том, что они ДЕЛАЮТ – хотя при этом оно описывает греховный поступок.

Глупость (14:1-9)

Первые 9 стихов состоят из положительных и отрицательных утверждений, описывающих мудрые и глупые поступки. Слова «глупый», «глупо», «глупцы» и «глупость» использованы в стихах 1,3,7,8,9,17,18,24 и 29. Их использование в основном сконцентрировано в стихах 1-9, представляя большую модель истины, которой нас учит этот раздел.

(ст.1) Разрушать свой дом (Какова ваша модель ролевого взаимодействия в семье?)
Оскорбление друг друга
Эгоизм
Неуважение друг к другу
(ст.2) Следовать кривым путям – презирать Бога, это глупо!
Страх ГОСПОДЕНЬ – начало мудрости
Мы демонстрируем наш Страх (пред Господом), идя прямым путём
Тот, кто идёт кривым путём, показывает недостаток Страха
Те, кто не имеет Страха пред Богом, глупы! (Псалом 13:1; 35:1)
(ст.3) Говорить гордо
(ст.4) Уклоняться от работы – неиспользованная подготовка – ясли есть, но нет волов, потому что из-за них «слишком много хлопот и проблем», упустить возможность или отказаться сделать добро, когда ты уже подготовился к этому, - это очевидная глупость
(ст.5) Ложно свидетельствовать
Ложное свидетельство – это форма лжи, имеющая своей целью создать  проблемы для кого-либо. Предположим, вы взяли печенье из коробки. Сказать, что вы его не брали, будет ложью. Но сказать, что его взяла ваша сестра, -  значит, произнести ложное свидетельство.
Лжесвидетельство – это настолько серьёзно, что присяжным судьям дают инструкции в отношении этого.
ИНСТРУКЦИЯ № 2.22 для судей –
ПРЕДНАМЕРЕННОЕ ЛОЖНОЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО
Ложное свидетельство в одной части его или её показаний рассматривается как причина недоверия во всём остальном. Вы можете отвергнуть полностью все показания свидетеля, который преднамеренно засвидетельствовал ложно по рассматриваемому делу, за исключением случаев, когда вы верите, что есть вероятность истины в его или её показаниях в некоторых частностях (http://www.netlawlibraries.com/jurinst/ji_002.html).

О чём говорит Божье Слово? Писание упоминает «лжесвидетельство» 19 раз.

  1. Ложное свидетельство – одно из 7, что ненавидит Бог (Притчи 6)
  2. Ложному свидетелю невозможно доверять – Притчи 12:17, 14:5
  3. Лжесвидетели будут наказаны – Притчи 19:5 и 9, 21:28
  4. Ложное свидетельство отражает проблему в сердце – Матфея 15:19-20
  5. Иисус испытывал праведность богатого молодого правителя, спросив, не произносил ли он ложного свидетельства (Матфея 19:16-18, Марка 10:17-19, Луки 18:18-20)
  6. Враги Христа использовали ложное свидетельство, чтобы приговорить Его к смерти – Матфея 26:59, Марка 14:56-57
  7. Христиане не должны произносить ложного свидетельства (Притчи 3:31, Римлянам 13:9-10,13)

(ст.6) Искать мудрость, будучи распутным (кощунником) – сердце. Насмехающееся над мудростью, растрачивает время, пытаясь научиться.
(ст.7) Крутиться вокруг тех, кто говорит глупости
(ст.8) Обманывать себя (заблуждение) – часть того, что делает благоразумного человека мудрым, - он испытывает (рассматривает) свой путь (1 Коринфянам 11:28), но глупые обманывают сами себя. Как определить, что ты лжёшь себе – сравнить своё мнение со Словом Божьим (и не только с теми стихами, которые, как ты думаешь, поддерживают тебя).
(ст.9) Смеяться над грехом – то же слово, что и кощунник, имеющее значение говорить высокомерно, противоположно по значению самопроверке. Кощунник смеётся и говорит: «Да, я думаю,  мы ЖИВЁМ В ГРЕХЕ, и что же?»

Сердце (14:10-14)

Заметим, что слово «сердце» повторяется в стихах 10,13,14,30 и 33; а его деятельность описана в ст.12. «Сердце» может быть определено, как эмоции, с которыми вы принимаете решения.

(ст.10) Наше сердце знает нас – если мы будем счастливы, наше сердце должно быть право.
Горечь – от этого же корня слово «Маара» (Руфь 1:20) – огорчение в мышлении, раздражение, досада
Радость – ликование, веселье – когда мы извлекаем радость из своих правильных мыслей, наши сердца могут покоиться в радости, независимо от того, что делают нам другие!
(ст.11) «Жилище праведных процветёт»
Жилище – шатёр, обиталище, дом
Наши тела называются жилищем – 2 Коринфянам 5:1,4; 2 Петра 1:3,14
Когда мы праведны:
Наши дома процветают
Мы сами процветаем – наши сердца (1 Коринфянам 3:17)
Наше Собрание процветает (Ефесянам 2:19-22)
(ст.12) Не следуйте за «своим сердцем» - снова повторяется в Притчах 16:25 – мы часто слепы – проверяйте всё на основании Слова Божьего! (Притчи 18:17)
(ст.13) Насмешник выглядит радостным, кажется, что говорит радостно, но на самом деле полон печали – первый смеющийся, о котором написано в Библии, был насмешником (Бытие 18:13). Вместо насмешки или зависти – кроткое сердце даёт жизнь плоти (ст.30)
(ст.14) Разница в результатах – в сердце – оба пожнут награду для себя
Отступник – тот, кто неверен, чьё сердце развращено, кто приходит к худшему положению
Единственный раз, когда это слово встречается в английском варианте, еврейское же слово использовано 14 раз и имеет значение «вернуться назад», «пойти назад», «повернуться»
Свой Путь – притчи 1:31; Исаия 53:6, 56:11; Иезекииль 36:17; Деяния 14:16-17
От Него – Иеремия 10:23-24; Иоанн 7:38-39 – Дух Божий, пребывающий в нас. Сердце разумного полно мудрости (ст.33) – но глупость неразумных проявляется везде. Иакова 3:14-18 рисует картину контраста.

Сердце, направляемое Богом (14:15-27,29,31)

Итак, как же выглядит сердце, направляемое Богом, сердце, которое живёт в соответствии с Божьим Духом, в отличие от того, которое соответствует человеческому духу неповиновения?
(ст.15) Он проверяет свой путь – Не используйте для этого слова других людей, проверяйте, что вы делаете и как вы живёте в свете Писания
(ст.16) Он боится греха и удаляется от него! Как? Имея Страх Господень (ст.26,27)
(ст.17) У него не короткий фитиль! (ст.29)
(ст.18) Он благоразумен и желает научиться
(ст.19) Он распознает конец нечестивых и (как следствие) остережётся ставить себя в такую ситуацию
(ст.20) Он будет значим в глазах людей из-за своего имения – он будет богат – вместо того, чтобы всегда испытывать недостаток и оплакивать свой недостаток, он будет изобиловать ( если не финансово), по крайней мере, хорошим характером, великодушием, теплотой и мудростью. С деньгами или без них вы можете быть богатыми (Галатам 5:22-23).
(ст.21) Он будет милостив к бедным (ст.31)
(ст.22) Он думает о милости и истине, а не о зле – даёт обдуманные обещания, провозглашает это в молитве!
(ст.23) Он трудится
(ст.24) Он будет богат мудростью
(ст.25) Он будет давать истинное свидетельство – истина, которую он будет говорить, будет освобождать души

Результат Сердца (14:28,30,32-35)

(ст.32) Личный – нечестивый отвергнут от Божьего присутствия, а праведник имеет надежду и при смерти
(ст.34) Для народа – грех приносит посрамление и трудности, праведность приносит возвышение
(ст.35) Награда – Мудрый раб = благоволение царя; позорящий раб = гнев
(ст.28) Множество народа – приносит честь царю – давайте достигнем множества этим посланием!
(ст.25) Истинное свидетельство освобождает души – расскажите им истину, которая освободит их души от греха!

Глава 14 главным образом касалась сердца. Мы видели плоды глупости, которая следовала из неправильной позиции сердца. Мы рассмотрели деятельность сердца, к чему приводит сердце, направляемое Богом, и результаты того, что мы сами планируем для своего сердца.

Мы снова остались перед выбором – будем ли мы мудрыми служителями или теми, кто приносит позор? Обратим ли мы внимание на наши сердца и направим их к Богу и Его мудрости, или мы будем кощунниками и глупцами?