О ЗНАЧЕНИИ И ИСКУССТВЕ ОБЛИЧЕНИЯ
 

Обличение - это выявление и вынесение на свет фактов (т.е. истинной информации) об оши­бках, недостатках, грехах с целью их исправления и недопущения в будущем. Обличение, как правило, дело сложное и тонкое, потому что, с одной стороны, оно требует ясности и конкретности, а с другой стороны, определенной деликатности, чувства меры и такта с тем, чтобы не обидеть обличаемого и быть им правильно (адекватно) понятым. Кроме того, часто обличение связано с определенным рис­ком испортить отношения, навредить себе, пострадать, особенно если облича­емая сторона сильнее, выше по служебной лестнице, могущественнее обличающего. Поэтому обличение является своего рода искусством, которое мы изрядно подзабыли, если обладали таковым вообще.

Существует довольно распространенное мнение о том, что обличение устарело и в настоящее время потеряло свою актуальность. Это мнение подкрепляется многочисленными фактами неудачных, неэффективных обличений, от которых больше вреда чем пользы. Что ж, мы зачастую действительно не умеем ни обличать, ни прини­мать обличения, забывая, что целью обличения является любовь, то есть оздоровление, улучшение, а часто и облегчение бремени греха или ошибки. Некоторые люди саму любовь понимают как нежелание и невозможность причинить другой стороне какую-либо боль или огорчение, оттого и обличения ими отвергаются. Другие люди счи­тают обличения верным способом приобретения неприятностей, что называется, "себе дороже", и отказываются от обличений в надежде сохранить здоровые нервы, спокойную жизнь и неиспорченные отношения.

Но, как бы то ни было, и какие бы теории и доктрины о ненужности обличе­нии ни придумывали люди, обличения являются неотъемлемой частью взаимоотношений людей. У людей всегда есть какие-то требования, ожидания, претензии друг к другу, как справедливые, так и несправедливые. Также и Бог хочет исправле­ния наших путей, нашего совершенствования и обличения в этом процессе иг­рают незаменимую ничем роль. Библия говорит нам, что если бы мы сами себя судили (то есть исправляли себя в соответствии с Божьей правдой), то не были бы судимы Богом. В любом случае, независимо от того кто обличает - сами ли мы себя обличаем, обличают ли нас другие люди или нас обличает непосредственно Сам Господь Бог, - обличения выявляют наши недостатки, тре­буют их осуждения и исправления. Ведь само развитие и совершенствование предполагает обнаружение и преодоление препятствий, которые и являются объектом (предметом) обличения. Истинной любви, которая по словам апостола Павла "не радуется неправде, а сорадуется истине", всегда присуща определен­ная мера требовательности, направляющая нас к совершенствованию. Эта тре­бовательность является средством приведения нас в соответствие с Божьими нормами, выраженными Им в Его Законе. Если мы игнорируем эти требования, то нас неизбежно ожидает Божий Суд. Обличения же предназначены для того, чтобы не дожидаясь Суда Божьего, мы сами выявили недостатки и исправили бы их. В случае исправления, но не иначе, Божий Суд отменяется. Среди хри­стиан широко распространенно заблуждение о том, что Божья благо­дать покрывает все наши грехи, независимо от того исправляем ли мы их или не исправляем. Но Библия конкретно дает ответ: Христос взял все наши грехи на Себя и нас искупил от них по нашей вере в Него. Иными словами, если мы веруем в то, что Господь умер за нас в качестве заместительной жертвы за наши грехи, и в то, что Он прощает (берет на Себя) наши грехи, когда мы приносим их Ему в покаянии (то есть отвращаясь от грехов, пере­ставая грешить, примиряясь с Ним, с Его требованиями относительно нас) то­лько тогда и в этом случае мы получаем спасение от наших грехов. Если же мы не исправляемся и продолжаем грешить, то наша вера остается бесплодной, а грехи - неискупленными. Христос взял наши грехи на Себя вовсе не для того, чтобы мы продолжали гре­шить и не имели за это никакого наказания. Христос не потакает нашим гре­хам, но помогает нам от них избавится. Божья благодать и милость, явленная нам во Христе, дана людям для их исправления, а не для упразднения Божьего суда над беззаконниками. Конечно, есть такие грехи от которых нелегко из­бавится, которые требуют длительного процесса освящения, борьбы с этими грехами. И Бог, видя нашу борьбу, дает нам помощь и силы для нее, потому что знает как сильно человеческая природа искажена грехом. Человек срывается, падает и поднимается вновь благодаря вере и помощи Божьей. Но Бог ведет его к победе над грехом, а не к соглашению с ним. Таких людей, как правило, обличать не нужно. Они сами хорошо знают свой грех, им нужна только помощь в их борьбе. Обличения нужны в том случае, когда человек не видит греха, который присутствует в его действиях, либо же, когда беззаконник, зная что грешит, упивается своей безнаказанностью. В этих случаях верую­щие обязаны, побуждаемые Святым Духом, обличать грехи, говорить о Божьей правде и о Его суде для тех, кто грешит. И это является задачей Святого Духа, посланного Христом -верующим : "...пошлю Его (Святого Духа) к вам, и Он пришедши обличит мир о грехе, о правде, и о суде." (Иоанн 16,7-8).

Можно сравнить обличение с установлением и объявлением диагноза болез­ни в медицине. Как лечить болезнь, не зная ее диагноза? Что тогда лечить? Современная медицина широко использует различные способы диагностики и имеет целый отряд специалистов, занимающихся не лечением, но только лишь диагностированием. Так и в Теле Христовом, в церкви, есть служители, которые преимущественно задействованы Богом в обличении. Их задачей является выяв­ление греха и вынесение его на свет (установление диагноза болезни и сооб­щение о нем) для того, чтобы устранить его (вылечить болезнь). Но это вовсе не значит, что обличение поручено только им и только они имеют на это право. Нет, обличать может каждый человек, видящий недостатки, грехи, и желающий их исправления.

В церкви существует непонимание значения и роли обличения, как для жиз­ни отдельного верующего, так и для всей общины в целом. Также существует непонимание церковью своей обличающей роли (функции) в обществе. Часто верующие думают, что их задачей и долгом по отношению к миру является только лишь проповедь Евангелия и свидетельство о Божьей благости, любви и мило­сти к грешнику. Такой подход является односторонним. Бог - есть Свет, Который не только показывает выход во тьме, но и освещает, вы­являет все грехи, недостатки, проблемы. Тот, кто не понимает, что он находи­тся во тьме, не будет стремиться к Свету. Апостол Павел говорит о том, что когда нет закона, обличающего грех, грех не вменяется в преступление (Рим. 5.13). Иными словами, человек может делать неправду, грех и даже не подозре­вать и не понимать того, что он делает неправильно. Показать существующий грех, выявить его - как раз и является задачей обличения. Библия говорит о Церкви, о верующих, что они должны быть солью для этого мира. Это значит, что верующие должны говорить не только о милости Божьей, но и о Божьем Суде, ожидающем всякого грешника. А для того, чтобы люди знали и видели, в чем они согрешают, им нужно являть требования Божьи. Израильские пророки часто об­личали свой народ и своих царей в неправде. Это делал и Иоанн Креститель, призывая людей к покаянию. Он обличал царя Ирода в преступлениях. Иисус Хри­стос упрекал города "в которых наиболее явлено было сил Его, за то, что они не покаялись" (Матф.11,20) и предсказывал им Божий Суд. Он обличал лицемеров и законников, говоря им очень жесткие и даже страшные вещи, называя их окрашенными снаружи гробами, пророчествуя им горе и суд. Невозможно предста­вить себе ныне, чтобы церковь обращалась с подобными обличениями к власть имущим. Хотя, вряд ли с того времени люди стали лучше, скорее, даже хуже. Церковь, в своем большинстве, сейчас сама нуждается в обличении, в том, что­бы открылись ее глаза на многие ее беззакония, такие, например, как сребро­любие, угодничество власть имущим, подавление в своих рядах инакомыслия, преследование обличающих, карьеризм в среде церковных служителей и т.д. Однако, если в общине зажимается критика и обличения, то, как правило, такая община не будет обличать беззакония мира. И если верующий в общине не судит и не обличает свои собственные грехи, то он, как правило, не видит грехов и в общине.

Что нужно знать человеку, который собирается приступить к обличению? Прежде всего то, что судить нужно грех, а не человека, совершающего его. Обличаемый же должен знать, чувствовать, понимать, что тот, кто его обличает желает ему добра, он за него, а не против. Бывает, что обличения не прини­маются только потому, что обличаемый думает, что "под него копают", стремят­ся унизить, уязвить, обидеть лично его. Каждый человек согрешает, а значит и заслуживает обличения. Поэтому нужно понимать, что обличение является ак­том милости и любви, исправляющим человека и таким образом предот­вращающим его от наказания Божьего. Если вас не обличают, то, скорее всего, вас не любят по настоящему или не умеют любить так, как должно. Если, к при­меру, человек нуждается в материальной помощи и ему ее оказывают, то он воспринимает это как проявление любви к себе. Но если человек нуждается в обличении и его обличают, почему же он часто воспринимает это не как проявле­ние любви, а наоборот? Такое может произойти как по вине обличающего, не сумевшего найти правильный подход, так и по вине обличаемого, неадекватно воспринявшего обличение. Дело в том, что при обличении задевается гордость человека, страдает его самолюбие и уязвленные амбиции. Люди не всегда чувствуют и видят грань, отделяющую достоинство от гордости, суть дела от незначительных обстоятельств. Обличать грех нужно не заде­вая достоинства человека, а наоборот, утверждая это достоинство в нем, не мешая доброму делу, а помогая. Сложно обличать гордого, амбици­озного человека. Учитывая возможное уязвление, желательно максимально уменьшить его. Писание советует нам обличать человека один на один (Матф. 18,15). И лишь в случае, когда обличение не принимается, брать свидетелей, а после этого, если присутствие и свидетельство нескольких человек не помогло, обличать уже в присутствии всего собрания (церкви). Общественное мнение - очень сильное средство воздействия и его, как сильнодействующее лекарство, нужно приме­нять лишь в крайнем случае. При обличении существуют и свои табу (запреты). Обличающий не имеет права уязвлять свободную волю человека, навя­зывать ему свои требования и заставлять его (принуждать) к каким-либо действиям. Библия однозначно осуждает господство человека над человеком (верующему дана лишь власть над нечистыми духами, а не над свободной волей человека). Обличающий должен высказать обличе­ние, он может применить к обличаемому определенные меры воздействия и вос­питания, но там, где переступается граница свободной воли человека, начи­наются манипуляция, волшебство, гипнотическое воздействие, подавление чело­века страхом, насилие, запугивание. Так человека ломают, а не исправляют. Даже если приходится иметь дело с безвольным человеком, которого нужно взять на поруки и некоторое время, что называется, "вести", "нести", то нуж­но помочь ему укрепить волю, чтобы он как можно скорее стал самостоятель­ным и мог бы позаботится о себе сам.

Отдельно нужно рассмотреть случай, когда человек стремится обличать дру­гих, но не видит своих собственных грехов. Это “болезнь духовного зре­ния”, когда человек все видит в черном, негативном свете и зани­мается очернительством. Причиной этому может быть незалеченная душевная травма, обида или непрощение, либо духовная близорукость, незре­лость, непонимание сути и задач обличения или стремление выделится самому за счет унижения и очернения других. Это, конечно же, является обыкновен­ной гордыней или высокомерием.

Лучше всего обличения “срабатывают”, когда между людьми уже установлены отношения доверия и открытости, взаимопонимания и честности. Однако, суще­ствует опасность, когда между близкими людьми может воз­никнуть взаимозависимость и боязнь нарушения уже установленно­го равновесия. При этом нужно помнить, что истина, высказанная с любовью, очистит ваши отношения, освободит их от каких-то негативных последствий и при­несет вам еще большую крепость в отношениях и радость общения. Не бывает крепче единства, чем единство в Истине, в Боге, во взаимоуважении и доверии, основанном на правде. Не может быть счастливого единства, если пренебрегаются права и интересы какой-либо стороны. Часто бывает, что отношения строятся на терпении одной из сторон (к примеру, жена терпит мужа, считая, что толь­ко своим терпением она может спасти семью). Но если терпящая сторона не сумела утвердить свое достоинство и свои права, то такие отношения основаны не на взаимной любви, а на корысти и одностороннем преимуществе и не являются истинными, справедливыми. Конечно, верующая жена может спасти своего мужа своим терпением, но при этом она должна утверждать правильные взаимоотношения, а не мирит­ся с неправильными. Терпение вовсе не означает пассивное принятие зла и неправды и соглашение с ними. Терпение, к которому верующих призывает Биб­лия, означает сдерживание физических и душевных средств борьбы и протеста за счет активизации духовных средств: молитвы, духовной стойкости, веры, мудрости, всепобеждающей любви. Обличения призваны к тому, чтобы вскрыть всякую неправду и несправедливость в отношениях, выявляя их как грех, который необходимо исправить.

Сложнее всего обличать, когда обличаемая сторона крепко держится заблу­ждения, в котором ее обличают. В этом случае имеют место духовные или душевные твердыни, которые предварительно нужно разрушать с помощью духов­ных средств (поста и молитвы). Такие заблуждения могут длительное время держать человека в своем плену. Прибегать к обличению без молитвы, разру­шающей вражеские твердыни, в данном случае неэффективно.

Практически невозможно производить обличения в закрытых общинах (“духов­ных городах”), в которых существуют свои порядки, запрещающие какие бы то ни было формы обличения и критику руководства, где отсутствует свобода и искажены (извращены) взаимоотношения между людьми (имеется в виду круговая пору­ка, тоталитарный контроль и диктат руководства, основанный на страхе и унижении личности). Но и в этом случае верующие люди могут вести борьбу, поскольку Библия утверждает, что с Господом можно преодолеть любые прег­рады. Однако, нам важно отметить, что пренебрежение обличением, отказ от него, неприменение его, непонимание его роли как раз и приводит к образова­нию твердынь беззакония. Если болезнь не продиагностировать и не лечить, если ее запустить, это может привести к самым тяжелым последствиям, в том числе и со смертельным исходом. Поэтому нельзя игнорировать обличения. Это может слишком дорого стоить. Конечно, это не означает, что всякое обличение нуж­но принимать, то есть, не всякому обличению можно доверять. Это означает, что ко всякому обличению нужно отнестись внимательно, испытать и проверить его. Прежде чем прибегнуть к обличению и обличающему и обличаемому нужно убедится в его истинности путем размышлений над ним, при помощи консультаций и молитв.

Обличения приравниваются к пророческому слову, над которым Библия рекомен­дует размышлять (I Коринф. 14,29).

Размышления необходимы для того, чтобы, во-первых, выявить мотивы (намере­ния) обличающего: движет ли им действительная любовь, либо какие-то иные факторы и силы. Во-вторых, посредством размышления и соотнесения обличения с Божьими требованиями выясняется истинность самих обличении. Можно обличать и принимать обличения, когда очевидны их истинность и чистота моти­вов. Обличающий должен позаботится и о форме обличения, то есть о том, как, каким способом, где и когда лучше всего применить обличение, чтобы оно было максимально воспринято обличаемым(и). Сам обличающий должен проверить чистоту и истинность своих намерений - ищет ли он своей выгоды или же выполняет требования истины, утверждая при этом правду Бога.

 
Александр Грайцер